Организация работы и безопасность в агроклассе

Практические рекомендации
Агрокласс — не обычный кабинет, а учебно­производственная лаборатория, где присутствуют:
  • биологические объекты,
  • гидропонные установки с циркуляцией воды,
  • электронное оборудование,
  • химические реактивы.
Такая специфика создаёт особые требования к рабочему пространству и технике безопасности. По сравнению с кабинетами химии или биологии возникают новые нюансы, которые нужно учитывать. В статье — конкретные решения для педагогов и администраторов.
1. Зонирование помещения
Ключевой принцип: каждая активность — в своей зоне. Это снижает риски и повышает эффективность занятий.
Рабочая зона с гидропонными установками:
  • влагостойкий пол, отвод воды, доступ к розеткам с заземлением;
  • расстояние между установками — не менее 80 см для свободного прохода.
Зона приготовления и хранения растворов:
  • отдельный стол с химически стойкой поверхностью;
  • шкаф с замком для удобрений и реактивов;
  • раковина с проточной водой;
  • вентиляция (вытяжной вентилятор или окно).
Рабочее место для посева: здесь хранятся кассеты, семена, пинцеты, маркеры. Держать в чистоте, чтобы не допускать распространения болезней.
Зона хранения: стеллажи для инвентаря, тары, запаса расходных материалов, посуды.
Зона карантина и утилизации:
  • отдельный стол для больных растений;
  • ёмкости для отработанного субстрата, растительных остатков;
  • контейнер для сбора химических отходов.
2. Требования к отделке и инженерным системам
Пол
  • гидроизоляционный слой;
  • влагостойкое покрытие (керамическая плитка, наливной пол);
  • уклон 1−2° к трапу или сливному отверстию;
  • противоскользящая текстура.
Стены
  • моющиеся материалы (керамика, ПВХ‑панели, влагостойкая краска);
  • высота отделки — не ниже 1,8 м от пола.
Вентиляция
  • приточно‑вытяжная система или форточки с регуляторами;
  • желательно — вытяжка над зоной приготовления растворов.
Электрика
  • розетки с влагозащитой (IP44 и выше);
  • УЗО на каждую группу приборов, вне зон потенциального затопления;
  • кабельные каналы для защиты проводов от влаги и механических повреждений.
помещение для сити-фермы

Пример подходящего помещения. Отделка плиткой, к стеллажам везде легкий доступ.

3. Работа с гидропонными установками
Риски: протечки, перелив, поражение током, загрязнение растворов.
Монтаж и размещение
  • желательны водосборные лотки под каждым модулем;
  • свободный доступ ко всем узлам для осмотра и ремонта.
Контроль воды
  • датчики протечки на полу (с сигнализацией);
  • автоматические клапаны перекрытия подачи воды;
  • еженедельная проверка шлангов и соединений.
Электробезопасность
  • питание установок через отдельные линии с УЗО;
  • запрет на использование удлинителей;
  • изоляция всех токоведущих частей от брызг.
Гигиена гидропонных систем
  • раз в цикл — дезинфекция помещения (Вироцид 0,4%, контакт 10 минут); дезинфекция лотков, баков, трубопроводов и посадочных емкостей (СИД 2000 2%, контакт 3 часа).
4. Работа с электронными приборами
Фитолампы
  • по необходимости крепление на регулируемых кронштейнах (безопасный зазор от растений — 20−30 см);
  • очистка от пыли раз в неделю.
Датчики (pH, EC)
  • калибровка раз в неделю;
  • защита электродов от прикосновений и ударов;
  • хранение в специальном растворе (если требуется).
Насосы и аэраторы
  • по необходимости установка на антивибрационные прокладки;
  • контроль уровня шума (не выше 45 дБ);
  • отключение при появлении нехарактерных звуков.
Общие правила
  • включение/выключение только сухими руками;
  • запрет на ремонт под напряжением;
  • маркировка кабелей по назначению.
5. Работа с реактивами и компонентами субстратов
  • Работать с питательными концентратами, кислотами и щелочами только в очках и перчатках;
  • О разлитых или рассыпанных реактивах немедленно сообщать преподавателю или лаборанту;
  • Ничего не пробовать на вкус.
  • Работать с агроперлитом в подогнанном к лицу респираторе с классом защиты не ниже FFP1. Цепляемые на уши медицинские маски неплотно прилегают к лицу и не подходят;
  • Пыль биопрепаратов или подсохшего торфа может вызвать аллергическую реакцию. Аллергикам работать в респираторе класса не ниже FFP2.
6. Микроклимат и фитосанитария
Оптимальные параметры:
  • влажность: 50−70% (для большинства культур);
  • температура: 18−25 °C;
  • CO₂: 600−1000 ppm.
Инструменты контроля:
  • термогигрометры в каждой зоне;
  • по необходимости увлажнители/осушители воздуха.
Профилактика проблем:
  • контроль конденсации;
  • использование осушителей при влажности выше 75%;
  • любые операции по уходу за растениями начинать со здоровых и заканчивать больными;
  • удалять части растений ножницами или бритвенно-острым ножом, протирать их 70% спиртом после каждого лотка.
7. Хранение реактивов и расходных материалов
Правила размещения:
  • удобрения — отдельно от реактивов;
  • кислоты и щёлочи — в нижних секциях;
  • маркированные контейнеры с названиями и концентрациями.
Учёт:
  • журнал расхода (дата, количество, цель использования);
  • сроки годности (своевременная утилизация просроченного).
8. Организация рабочего процесса
Перед занятием:
  1. Проверить исправность оборудования: лампы, насосы, розетки, провода.
  2. Убедиться в отсутствии протечек.
  3. Проветрить помещение.
  4. Подготовить СИЗ — перчатки, очки.
Во время занятия:
  1. Контролировать соблюдение ТБ учениками.
  2. Фиксировать аномалии (запах, шумы).
После занятия:
  1. Выключить оборудование, отключить питание (если применимо).
  2. Убрать инструменты и химикаты.
  3. Провести влажную уборку рабочих поверхностей.
  4. Проверить уровень воды в резервуарах.
9. Чрезвычайные ситуации
Протечка воды:
  1. Отключить питание гидропонных систем.
  2. Перекрыть подачу воды.
  3. Эвакуировать учеников из зоны затопления.
  4. Собрать воду, проветрить помещение.
Задымление/запах гари:
  1. Эвакуировать учащихся.
  2. Сообщить администрации, вызвать пожарных.
  3. Если очаг возгорания небольшой и легкодоступный, попытаться потушить с помощью первичных средств.
Попадание химикатов на кожу/в глаза:
  1. Промыть поражённый участок водой 10−15 мин.
  2. Обратиться в медпункт.
  3. Сохранить этикетку вещества для врача.
Травма (порез, ожог):
  1. Оказать первую помощь (аптечка).
  2. Сообщить администрации.
10. Документация и контроль
Документы:
  • журнал инструктажей;
  • план эвакуации;
  • паспорта оборудования (гидропонные системы, лампы, насосы, датчики);
  • график обслуживания установок.
Периодичность проверок:
  • ежедневная — перед занятиями;
  • еженедельная — состояние оборудования и реактивов;
  • ежемесячная — ревизия СИЗ и аптечки;
  • квартальная — аудит инженерных систем.
Заключение
Грамотная организация пространства и соблюдение ТБ превращают агрокласс в безопасную и продуктивную среду для обучения. Ключевые принципы:
  • чёткое зонирование;
  • контроль влажности и электробезопасности;
  • систематическое обслуживание оборудования;
  • готовность к ЧС.
Используйте предложенные решения как основу — адаптируйте их под особенности вашего кабинета. Профилактика всегда дешевле ликвидации последствий.
По необходимости наши специалисты ответят на вопросы и проконсультируют по всем вопросам, касающимся оборудования. Обращайтесь →
Дополнительные материалы
Понравилась статья? Оцените ее

Смотрите также

Ecobox ED Агролаборатория
Учебная гидропонная ферма для выращивания зелени, рассады, ягод
Светильники для сити-фермы
Как выбрать фитолампу для растений: рекомендации
Субстрат для вертикальной фермы: в чем выращивать салаты и землянику
Как составить торфяной субстрат. Типы разрыхлителей. Чего нельзя делать с субстратом