Организация работы и безопасность в агроклассе

Практические рекомендации
Агрокласс — не обычный кабинет, а учебно­производственная лаборатория, где присутствуют:
  • биологические объекты,
  • гидропонные установки с циркуляцией воды,
  • электронное оборудование,
  • химические реактивы.
Такая специфика создаёт особые требования к рабочему пространству и технике безопасности. По сравнению с кабинетами химии или биологии возникают новые нюансы, которые нужно учитывать. В статье — конкретные решения для педагогов и администраторов.
1. Зонирование помещения
Ключевой принцип: каждая активность — в своей зоне. Это снижает риски и повышает эффективность занятий.
Рабочая зона с гидропонными установками
  • влагостойкий пол, отвод воды, доступ к розеткам с заземлением;
  • расстояние между установками — не менее 80 см для свободного прохода.
Зона приготовления и хранения растворов
  • отдельный стол с химически стойкой поверхностью;
  • шкаф с замком для удобрений и реактивов;
  • раковина с проточной водой;
  • вентиляция (вытяжной вентилятор или окно).
Рабочее место для посева: здесь хранится субстрат, кассеты, семена, пинцеты, маркеры. Держать в чистоте, чтобы не допускать распространения болезней.
Зона хранения: стеллажи для инвентаря, тары, запаса расходных материалов, посуды.
Зона карантина и утилизации
  • отдельный стол для больных растений;
  • ёмкости для отработанного субстрата, растительных остатков;
  • контейнер для сбора химических отходов.
2. Требования к отделке и инженерным системам
Пол
  • гидроизоляционный слой;
  • влагостойкое покрытие (керамическая плитка, наливной пол);
  • уклон 1−2° к трапу или сливному отверстию;
  • противоскользящая текстура.
Стены
  • моющиеся материалы (керамика, ПВХ‑панели, влагостойкая краска);
  • высота отделки — не ниже 1,8 м от пола.
Вентиляция
  • приточно‑вытяжная система или форточки с регуляторами;
  • желательно — вытяжка над зоной приготовления растворов.
Электрика
  • розетки с влагозащитой (IP44 и выше);
  • УЗО на каждую группу приборов, вне зон потенциального затопления;
  • кабельные каналы для защиты проводов от влаги и механических повреждений.
помещение для сити-фермы

Пример подходящего помещения. Отделка плиткой, к стеллажам везде легкий доступ.

3. Работа с гидропонными установками
Риски: протечки, перелив, поражение током, загрязнение растворов.
Монтаж и размещение
  • желательны водосборные лотки под каждым модулем;
  • свободный доступ ко всем узлам для осмотра и ремонта.
Контроль воды
  • датчики протечки на полу (с сигнализацией);
  • автоматические клапаны перекрытия подачи воды;
  • еженедельная проверка шлангов и соединений.
Электробезопасность
  • питание установок через отдельные линии с УЗО;
  • запрет на использование удлинителей;
  • изоляция проводов от брызг.
Гигиена гидропонных систем
  • раз в цикл — дезинфекция помещения (Вироцид 0,4%, контакт 10 минут); дезинфекция лотков, баков, трубопроводов и посадочных емкостей (СИД 2000 2%, контакт 3 часа).
4. Работа с электронными приборами
Фитолампы
  • по необходимости крепление на регулируемых кронштейнах (безопасный зазор от растений — 20−30 см);
  • очистка от пыли раз в неделю.
Датчики (pH, EC)
  • калибровка раз в неделю;
  • защита электродов от прикосновений и ударов;
  • хранение в специальном растворе (если требуется).
Насосы и аэраторы
  • по необходимости установка на антивибрационные прокладки;
  • контроль уровня шума (не выше 45 дБ);
  • отключение при появлении нехарактерных звуков.
Общие правила
  • включение/выключение только сухими руками;
  • запрет на ремонт под напряжением;
  • маркировка кабелей по назначению.
5. Работа с реактивами и компонентами субстратов
  • Работать с питательными концентратами, кислотами и щелочами только в очках и перчатках.
  • О разлитых или рассыпанных реактивах немедленно сообщать преподавателю или лаборанту.
  • Ничего не пробовать на вкус.
  • Работать с агроперлитом в подогнанном к лицу респираторе с классом защиты не ниже FFP1. Цепляемые на уши медицинские маски неплотно прилегают к лицу и не подходят.
  • Пыль биопрепаратов или подсохшего торфа может вызвать аллергическую реакцию. Аллергикам необходимо работать в респираторе классом не ниже FFP2 или покинуть помещение.
6. Микроклимат и фитосанитария
Оптимальные параметры:
  • влажность: 50−70% (для большинства культур);
  • температура: 18−25 °C;
  • CO₂: 600−1000 ppm.
Инструменты контроля:
  • термогигрометры в каждой зоне;
  • по необходимости увлажнители/осушители воздуха.
Профилактика проблем:
  • контроль конденсации;
  • использование осушителей при влажности выше 75%;
  • любые операции по уходу за растениями начинать со здоровых и заканчивать больными;
  • удалять части растений ножницами или бритвенно-острым ножом, протирать их 70% спиртом после каждого лотка.
7. Хранение реактивов и расходных материалов
Правила размещения:
  • удобрения — отдельно от реактивов;
  • кислоты и щёлочи — в нижних секциях;
  • маркированные контейнеры с названиями и концентрациями.
Учёт:
  • журнал расхода (дата, количество, цель использования);
  • сроки годности (своевременная утилизация просроченного).
8. Организация рабочего процесса
Перед занятием:
  1. Проверить исправность оборудования: лампы, насосы, розетки, провода.
  2. Убедиться в отсутствии протечек.
  3. Проветрить помещение.
  4. Подготовить СИЗ — перчатки, очки.
Во время занятия:
  1. Контролировать соблюдение ТБ учениками.
  2. Фиксировать аномалии (запах, шумы).
После занятия:
  1. Выключить оборудование, отключить питание (если применимо).
  2. Убрать инструменты и химикаты.
  3. Провести влажную уборку рабочих поверхностей.
  4. Проверить уровень воды в резервуарах.
9. Чрезвычайные ситуации
Протечка воды:
  1. Отключить питание гидропонных систем.
  2. Перекрыть подачу воды.
  3. Эвакуировать учеников из зоны затопления.
  4. Собрать воду, проветрить помещение.
Задымление/запах гари:
  1. Эвакуировать учащихся.
  2. Сообщить администрации, вызвать пожарных.
  3. Если очаг возгорания небольшой и легкодоступный, попытаться потушить с помощью первичных средств.
Попадание химикатов на кожу/в глаза:
  1. Промыть поражённый участок водой 10−15 мин.
  2. Обратиться в медпункт.
  3. Сохранить этикетку вещества для врача.
Травма (порез, ожог):
  1. Оказать первую помощь (аптечка).
  2. Сообщить администрации.
10. Документация и контроль
Документы:
  • журнал инструктажей;
  • план эвакуации;
  • паспорта оборудования (гидропонные системы, лампы, насосы, датчики);
  • график обслуживания установок.
Периодичность проверок:
  • ежедневная — перед занятиями;
  • еженедельная — состояние оборудования и реактивов;
  • ежемесячная — ревизия СИЗ и аптечки;
  • квартальная — аудит инженерных систем.
Заключение
Грамотная организация пространства и соблюдение ТБ превращают агрокласс в безопасную и продуктивную среду для обучения. Ключевые принципы:
  • чёткое зонирование;
  • контроль влажности и электробезопасности;
  • систематическое обслуживание оборудования;
  • готовность к ЧС.
Используйте предложенные решения как основу — адаптируйте их под особенности вашего кабинета. Профилактика всегда дешевле ликвидации последствий.
Дополнительные материалы
Понравилась статья? Оцените ее

Смотрите также

Ecobox ED Агролаборатория
Учебная гидропонная ферма для выращивания зелени, рассады, ягод
Светильники для сити-фермы
Как выбрать фитолампу для растений: рекомендации
Субстрат для вертикальной фермы: в чем выращивать салаты и землянику
Как составить торфяной субстрат. Типы разрыхлителей. Чего нельзя делать с субстратом